Зинаида Гиппиус (1869-1945) - одна из видных представителей Серебряного века.
"Костер"
Живые взоры я встречаю... Огня, огня! Костер готов. Я к ближним руки простираю, Я жду движенья, знака, слов...
С какою радостною мукой В очах людей ловлю я свет! Но говорю... и дышит скукой Их утомительный ответ.
Я отступаю, безоружный, И длю я праздный разговор, И лью я воду на ненужный, На мой безогненный костер.
О, как понять, что это значит? Кого осудим — их? меня? Душа обманутая плачет... Костер готов — и нет огня.
"Мудрость"
Сошлись чертовки на перекрестке, На перекрестке трех дорог. Сошлись к полночи, и месяц жесткий Висел вверху, кривя свой рог.
Ну, как добыча? Сюда, сестрицы! Мешки тугие, — вот прорвет! С единой бровью и с ликом птицы, — Выходит старшая вперед.
И запищала, заговорила, Разинув клюв и супя бровь: «Да что ж, неплохо! Ведь я стащила У двух любовников — любовь.
Сидят, целуясь... А я, украдкой, Как подкачусь, да сразу — хвать! Небось, друг друга теперь не сладко Им обнимать да целовать!
А вы, сестрица?» — «Я знаю меру, Мне лишь была б полна сума. Я у пророка украла веру, — И он тотчас сошел с ума.
Он этой верой махал, как флагом, Кричал, кричал... Постой же, друг! К нему подкралась я тихим шагом — Да флаг и вышибла из рук!»
Хохочет третья: «Вот это средство! И мой денечек не был плох: Я у ребенка украла детство, Он сразу сник. Потом издох».
Смеясь, к четвертой пристали: ну же, А ты явилась с чем, скажи? Мешки тугие, всех наших туже... Скорей веревку развяжи!
Чертовка мнется, чертовке стыдно... Сама худая, без лица. «Хоть я безлика, а всё ж обидно: Я обокрала — мудреца.
Жирна добыча, да в жире ль дело! Я с мудрецом сошлась на грех. Едва я мудрость стащить успела, — Он тотчас стал счастливей всех!
Смеется, пляшет... Ну, словом, худо. Назад давала — не берет. «Спасибо, ладно! И вон отсюда!» Пришлось уйти... Еще убьет!
Конца не вижу я испытанью. Мешок тяжел, битком набит! Куда деваться мне с этой дрянью? Хотела выпустить — сидит».
Чертовки взвыли: наворожила! Не людям быть счастливей нас! Вот угодила, хоть и без рыла! Тащи назад! Тащи сейчас!
«Несите сами! Я понесла бы, Да если люди не берут!» И разодрались четыре бабы: Сестру безликую дерут.
Смеялся месяц... И от соблазна Сокрыл за тучи острый рог. Дрались... А мудрость лежала праздно На перекрестке трех дорог.
"Сосны"
Желанья всё безмернее, Всё мысли об одном. Окно мое вечернее, И сосны под окном.
Стволы у них багровые, Колюч угрюмый сад. Суровые, сосновые Стволы скрипят, скрипят.
Безмернее хотения, Мечтания острей — Но это боль сомнения У запертых дверей.
А сосны всё качаются И всё шумят, шумят, Как будто насмехаются, Как будто говорят:
«Бескрылые, бессильные, Унылые мечты. Взгляни: мы тоже пыльные, Сухие, как и ты.
Качаемся, беспечные, Нет лета, нет зимы... Мы мертвые, мы вечные, Твоя душа — и мы.
Твоя душа, в мятежности, Свершений не дала. Твоя душа без нежности, А сердце — как игла».
Не слушаю, не слушаю, Проклятье, иглы, вам! И злому равнодушию Себя я не предам,
Любви хочу и веры я... Но спит душа моя. Смеются сосны серые, Колючие — как я.
"Всё кругом"
Страшное, грубое, липкое, грязное, Жестко-тупое, всегда безобразное, Медленно рвущее, мелко-нечестное, Скользкое, стыдное, низкое, тесное, Явно довольное, тайно-блудливое, Плоско-смешное и тошно-трусливое, Вязко, болотно и тинно застойное, Жизни и смерти равно недостойное, Рабское, хамское, гнойное, черное, Изредка серое, в сером упорное, Вечно лежачее, дьявольски косное, Глупое, сохлое, сонное, злостное, Трупно-холодное, жалко-ничтожное, Непереносное, ложное, ложное!
Но жалоб не надо; что радости в плаче? Мы знаем, мы знаем: всё будет иначе.
|